ГБОУ "Школа № 319" дошкольное отделение № 10

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:

· стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;

·  развитие общей и ручной моторики;

· развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

· обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия

· развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как  выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

· скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

· способность к концентрации и к распределению внимания;

· готовность к сотрудничеству со взрослым;

· стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

· развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,

· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

· развитие речи и коммуникативной деятельности;

· формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).


Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

· развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

· профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

· развитие социальных эмоций;

· создание условий для развития самосознания и самооценки;

· формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

· предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

· развитие сферы образов-представлений;

· формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

· развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

· формирование пространственно-временных представлений;

· развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

· развитие творческих способностей;

· совершенствование мнестической деятельности;

· развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.

Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:

· целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

· создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

· формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

· стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Формирование ведущих видов деятельности предполагает:

· целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

· всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

· развитие игровой деятельности;

· формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

· формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, и логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.
В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель-дефектолог, логопед.

4 апреля 2014 в 18:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.