ГБОУ "Школа № 319" дошкольное отделение № 10
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОКПроцесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает: · стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности; · развитие общей и ручной моторики; · развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей; · обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия · развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность); · скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов; · способность к концентрации и к распределению внимания; · готовность к сотрудничеству со взрослым; · стимуляцию речевого развития ребенка. На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях: · развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, · развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; · развитие речи и коммуникативной деятельности; · формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).
Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает: · развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; · профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении; · развитие социальных эмоций; · создание условий для развития самосознания и самооценки; · формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; · предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает: · развитие сферы образов-представлений; · формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; · развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; · формирование пространственно-временных представлений; · развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; · развитие творческих способностей; · совершенствование мнестической деятельности; · развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков. Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает: · целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); · создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; · формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; · стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению. Формирование ведущих видов деятельности предполагает: · целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности; · всестороннее развитие предметно-практической деятельности; · развитие игровой деятельности; · формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; · формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, и логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др.
4 апреля 2014 в 18:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.