ГБОУ "Школа № 319" дошкольное отделение № 10

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты. В содержании "Образовательной программы" можно выделить несколько разделов.

Социально-нравственное развитие.

Познавательное развитие.

Эстетическое развитие.

Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.

Социально-нравственное развитие.

Физическое развитие и физическое воспитание

Социально-нравственное развитие.

Задачи социально-нравственного развития - важный аспект деятельности детского сада для детей с ЗПР. Заложенные в "Образовательной программе" задачи реализуются на следующих занятиях, предусмотренных учебным планом.

· "Социальное развитие" в старшей и подготовительной группе. Проводит воспитатель.

· "Ознакомление с окружающим миром" - часть тем занятий этого вида посвящена ознакомлению с правилами социальных отношений людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими сведениями. Детям дают элементарные сведения о строении и функционировании человеческого организма, знакомят с основами правилами безопасности жизни (ОБЖ) и др. Занятия проводит учитель-дефектолог.

· "Ознакомление с художественной литературой" - основным содержанием этих занятий является чтение детям специально подобранных детских произведений с их последующим обсуждением. Занятия проводит воспитатель.

· Через режимные моменты (в младшей группе) и в специально спроектированных играх и ситуациях (в средней группе). Занятие проводит воспитатель.

· Через сюжетно-ролевую игру, как модель социальных отношений. Занятие проводит воспитатель.

· Через взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания (изучение микросоциальных отношений в семье, беседы с родителями, тематические занятия и др.). Данную работу проводят все специалисты и воспитатели по разработанному плану.

· Через взаимодействие с органами социальной опеки.

 

Познавательное развитие.

Задачи познавательного развития реализуются через следующие направления:

·  Сенсорное воспитание.

·  Ознакомление с окружающим миром.

· Формирование элементарных математических представлений.

· Развитие речи и коммуникативных способностей.

· Подготовка к обучению грамоте.

· Формирование школьнозночимых умений и функций.

Задачи сенсорного воспитания реализуются на занятиях ("Изобразительная деятельность", "Ознакомление с окружающим миром", "Музыка" и др.), через дидактическую игру и подвижную игру, средствами специальной развивающей среды (сенсорные уголки).

Ознакомление с окружающим миром осуществляется на занятии "Ознакомление с окружающем миром", тематические беседы и экскурсии, знакомство с специально подобранной детской литературой и иллюстративным и наглядно-практическим материалом, через игру.

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами игры.

Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач, поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающем миром и развитие речи", "Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте". Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.

Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях. В старшей группе - это "Развитие речевого (фонематического) восприятия и правильного произношения", в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте".
Задачи формирования школьнозночимых умений и функций практически реализуются на всех занятиях "Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графомоторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомлению с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию развивается способность к планированию и произвольной регуляции деятельности. На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему, таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению.

Эстетическое развитие.

Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность:

· музыкальное воспитание,

·  театрализованная деятельность,

·  ознакомление с художественной литературой,

· эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

 

Формирование и развитие основных видов дошкольной деятельности.

Задачи этого блока реализуются через следующие занятия и деятельность.

· Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры);

· Изобразительная и продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала);

· Конструирование и моделирование (из строительного материала, ЛЕГО-конструкторы и другие виды конструкторов, изготовление планов и карт, оригами);

· Элементарная трудовая деятельность (формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется на специальных занятиях, отраженных в "Учебном плане". Большинство занятий построены по взаимопроникающему принципу. Это означает, что, например, на занятии по "Развитию элементарных математических представлений", помимо основных, решаются и задачи развития речи, формирования графомоторных навыков, конструирования, развития познавательных процессов и др. Некоторые направления входят отдельными компонентами практически во все занятия и деятельность детей. Например, сенсорное воспитание, развитие тонкой моторики и графических навыков, формирование школьнозначимых умений.

Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР применяются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации), экспериментирование, в условиях специально оборудованной лаборатории, моделирование и другие виды работы. 

4 апреля 2014 в 18:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.