ГБОУ "Школа № 319" дошкольное отделение № 10
Особенности организации деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с Задержкой Психического Развития.Создание оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, творческих способностей и оздоровление детей в целом – все это и является основной целью нашего специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Специфика организации деятельности в нашем детском саду определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Помимо приоритетных коррекционно-развивающих задач перед коллективом детского сада стоят и традиционные задачи по развитию детей дошкольного возраста, то есть непосредственно дошкольное воспитание и образование. Отсюда следует, что организационная структура нашего учреждения оказывается наиболее сложной, по сравнению с детскими садами общего типа. При построении программ коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного процесса всегда учитываются следующее: · структура отклоняющегося развития и вариант ЗПР; · информация о здоровье ребенка · микросоциальные условия в семье; · возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад; · предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др. Основные направления коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Ориентируясь на современную концепцию (С.Г. Шевченко, 1998.), в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки: · I - диагностический, · II - физкультурно-оздоровительный, · III - воспитательно-образовательный, · IV - коррекционно-развивающий, · V - социально-педагогический. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие. Диагностический блок занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе и показывает уровень результативности оказанного на ребенка педагогического воздействия. Способствует успешному проектированию коррекционно-воспитательного процесса, при котором педагогический коллектив должен действовать сразу в нескольких направлениях. Во-первых, обязательное создание необходимых условий: · Создание специальной развивающей среды, подбор оборудования и игрушек, которые должны отвечать требованиям безопасности и этики, иметь коррекционно-развивающую направленность. · Привлечение, а при необходимости обучение, к работе в коррекционном детском саду педагогов, компетентных в проблеме ЗПР. · Подбор методических материалов, обеспечивающих задачи диагностики и реализации основных направлений работы согласно «Образовательной программе» детского сада. К таким материалам относятся программы, перспективные планы, учебно-методическая литература и пособия, нормативно-правовые документы, рабочая и отчетная документация и др. Во-вторых, разработка основных нормативных документов детского сада, в которых будет отражена организация жизнедеятельности детей, их воспитания и обучения. К таким документам в первую очередь относятся: · Специальный «Режим дня» · «Двигательный режим» · «Учебный план» · «Сетка занятий» Это те документы, которые регламентируют деятельность педагогов, так как в них отражаются основные нормативы по организации жизни и обучения детей, опираясь на которые осуществляется сочетание различных видов деятельности, умственной и двигательной нагрузки. Задачи и образовательная программа детского сада реализуется: · через специальные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты; · через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия (закаливание, специальная гимнастика, ионизация воздуха, деятельность психолога, досуги, экскурсии и др.) При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели учитывают: · принципы специального обучения и воспитания; · результаты комплексного изучения детей; · результаты диагностического обследования группы и отдельного ребенка с целью определения или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы; · задачи перспективных планов основных разделов программы. Таким образом, администрации и педагогам специального дошкольного образовательного учреждения при создании "адаптивной модели" специального детского сада приходится решать широкий круг организационно-методических и административно-хозяйственных вопросов. Организация жизни и деятельности детей. Организация жизни и деятельности детей определяется «Режимом дня». В нашем специальном детском саду он имеет свои особенности. Отрезок времени с 7.00 до 9.00 включает в себя традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель группы. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми решать определенные коррекционные задачи воспитания и обучения, проводит индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов. В 9.00 начинаются занятия по учебному плану детского сада. При занятиях с детьми с Задержкой психического развития используется подгрупповая форма обучения. Подгруппы для занятий формируются исходя из результатов диагностики, с учетом уровня психофизического развития детей. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки занятий мы руководствуемся нормативными документами, где отражены максимальные нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит занятие с первой подгруппой по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), воспитатель проводит занятие со второй подгруппой по развитию изобразительной деятельности (ИЗО). После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Сетка занятий составляется для определения уровня нагрузки на ребенка в течении дня и недели . После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальному плану (10-15 минут с каждым ребенком). При этом он придерживаться гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишать ребенка возможности поиграть с детьми. Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура. В оставшееся время до прогулки может быть заполнено организованной воспитателем игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки. Наблюдение за свободной деятельностью детей является одним из методов оценки эффективности работы специалистов группы, особенно воспитателя. На прогулке решаются как оздоровительные, так и специальные коррекционно-образовательные задачи. Все это осуществляется за счет специально подобранных игр и упражнений, организованного наблюдения за явлениями природы, животным и растительным миром. После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Дневной сон имеет большое значение для детей с ЗПР, так как позволяет им восстановить силы. После занятий и прогулки некоторые дети истощаются. Особенно это свойственно детям с ЗПР церебрально-органического генеза. Подъем детей также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно и педагоги обеспечивают плавный постепенный выход детей из сна. Для этого без пяти минут три воспитатель включает магнитофон на небольшую громкость со спокойной музыкой, постепенно по мере просыпания детей, громкость повышается и, педагог беседует с детьми об их снах. После того как большинство детей проснулись - проводится "гимнастика пробуждения". Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одевание детей проводится под динамичную музыку.
Реализация воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в рамках учебного плана специального детского сада. Коррекционно-педагогическая работа с детьми имеет широкий спектр задач, которые обусловлены сложностью психологической структуры задержек в психическом развитии. Поэтому состав воспитанников детского сада оказывается очень сложным и разнообразным. Как уже говорилось, дети имеют различный уровень психофизического развития. Исходя из этого, выстроить единую программу воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы очень сложно. На современном этапе развития системы дошкольного образования, каждое учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу, отбирать подходящие материалы из существующих программ , адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа. I-этап – это, формирование предпосылок для развития высших психических процессов: внимания и памяти, различных видов восприятия, совершенствование моторных функций, межсенсорных связей, пробуждение познавательной и творческой активности ребенка, становление ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5 - 3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях специального детского сада), пропедевтическая работа I-го этапа осуществляется в период с 2,5 до 4-х лет, т.е. период нахождения в младшей и средней возрастной группе. Если дети поступают в специальную группу в более старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно дефектологом, логопедом. II-й этап – это, этап собственно реализации специальных задач и формирование предпосылок к школьному обучению. Учебный план. Учебный план отражает основные компоненты коррекционно-педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач: · укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы; · формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования; · формирование психологического базиса для развития высших психических функций (ВПФ) и предпосылок к школьному обучению; · формирование нравственно-этической сферы, создание условий для эмоционально-личностного становления; · социальная адаптация. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии. В учебный план нашего детского сада включены следующие виды занятий: · комплексное коррекционно-развивающее занятие (младший возраст) · Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. · Развитие речи · Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Начальное обучение грамоте. · Ознакомление с художественной литературой. · Развитие элементарных математических представлений (РЭМП) · Обучение игре. · Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность) · Конструирование · Труд · Музыка · Физическая культура (ФИЗО) Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специального детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. Катамнестические данные подтверждают эти выводы: большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы. В более сложных случаях, когда ЗПР имеет осложненный характер или поздно начата коррекционно-развивающая работа (лишь в подготовительной группе), ребенку может быть рекомендовано обучение в классе КРО при общеобразовательной школе или в школе VII вида (по решению психолого-педагогического консилиума коррекционного детского сада). 4 апреля 2014 в 18:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.